Анонсы новостей

Выполнение судоремонтных работ

В 2017 году на территории Калининградской области было образовано ООО «Альфа-Континент», основной целью которого является выполнение судоремонтных работ специалистами компании по заказам судоремонтных предприятий. В зависимости от категории ремонта и типа судов, а также от устройства и оборудования цехов судоремонтные предприятия делятся на судоремонтные заводы, судоремонтные мастерские и ремонтно-эксплуатационные базы. ...

Читать полностью
Интеллектуальная независимость. Панорма №34
Болонский процесс назывался идеологами совокупления сумских вузов как основной фактор "за". Но что это такое, мало кто знает.

Ректоры университетов стран Западной и Центральной Европы, собравшиеся в итальянском городе Болонья 18 сентября 1988 г., подписали "Всеобщую хартию университетов". Это и есть "Болонская конвенция", документ, главная идея которого - стандартизация подходов к организации учебного процесса и функционированию высшей школы в Европе для создания единого пространства высшего образования.

"Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей преподавательской и исследовательской деятельности университет должен быть морально и интеллектуально независим от политической и экономической власти" - из "Всеобщей хартии университетов"

Этот тезис является едва ли не самым важным принципом Болонского процесса. К сожалению, многие вузы в Украине занимаются несколько иным, отрабатывая схему "университет как бизнес-проект". К этому нередко присоединяют и политические спекуляции. Причем же здесь Болонский процесс? События вокруг неудавшейся попытки создания в Сумах единого национального университета это только подтверждают.

Александр ГРИНЕВИЧ, экономический консультант консалтингового центра PR-Агентства "Радник": "Болонский процесс - очень правильное дело, европейцы - молодцы, что занялись стандартизацией образования. Надо коренным образом поменять суть управления народным образованием. Есть проблемы клонирования вузов: без истории, без достаточного образовательного уровня, которые только тем и занимаются, что выдают дипломы. Эти вузы спекулируют на желании получить "корочку". Они и не дают нам стать полноправным членом тех процессов, которые происходят в мире".

Демография: мифы и реальность

Одним из аргументов "за СНУ" была ухудшающаяся демографическая ситуация и "переизбыток выпускников" по некоторым специальностям. Мол, уже через год-два в наши вузы просто некому будет поступать, а на соответствующие специальности нужно либо сокращать прием, либо ликвидировать их за ненадобностью, таким образом сокращая и общее количество людей с высшим образованием.

Но статистика свидетельствует, что за последние 10 лет количество желающих получить высшее образование в Украине увеличилось в два раза. А чтобы максимально приблизиться к европейским параметрам, количество людей с высшим образованием следует удвоить (на данный момент таковых - 13% от трудоспособного населения).

За последние годы в Украине количество учащихся в вузах возросло: 512 человек на 10 тыс. населения в 2004 году против 297 в 1995 году.

Первого сентября нынешнего года начнут (продолжат) свою учебу почти 2,5 млн. претендентов на статус человека с высшим образованием. Впервые это сделают более 400 тыс. юношей и девушек. В этом году на первый курс высших учебных заведений I-II уровня аккредитации зачислены 86 тыс. человек, III-IV уровня - 132 тыс. Места "под солнцем" хватило не всем. Выпускников 2003-2004 гг. было около 486 000 человек. За их умы в этом году боролись1009 высших учебных заведений всех уровней аккредитации: 819 из них - государственные, 188 - частной формы собственности (из них 339 - университетского типа, 670 - профессионально-технического типа).

Что говорит министерство?

Министр образования и науки Василий КРЕМЕНЬ: "Чтобы достичь европейского уровня, хотя бы по количеству студентов, Украине необходимо вдвое увеличить объем финансирования высшего образования".

Министерство образования и науки надеется, что Украина может присоединиться к Болонскому процессу уже на следующей конференции министров образования Европы в мае будущего года.

Мнения экспертов

Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий: "Если говорить о Болонском процессе, я думаю стремиться к этому надо, но осторожно, учитывая традиции высшей школы в Украине, тем более мера готовности у нас далеко не стопроцентная. До 2005 года мы вряд ли реализуем эту цель..."

Завкафедрой экономики СумГУ, профессор Леонид МЕЛЬНИК:

"Одной из задач реформирования СумГУ является превращение его в образовательный комплекс, в котором бы его подразделения представляли собой отдельные подразделения со значительными полномочиями и свободой деятельности, включая права юридического лица. Например, такими единицами могут быть институты экономики и бизнеса, мединститут, физтех, политех и так далее. Думается, что на таких условиях к подобному комплексу с удовольствием бы присоединились подразделения педагогического университета, некоторые частные вузы, колледжи, а возможно, и другие научные учреждения и центры. Возможность действовать сообща при подобной организации не сковывает свободу действий научных школ".